Что: Музыкальная комедия с танцами и песнями поставлена по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». О чём: Джузи, как называла маленького Джузеппе Калиостро мама, родился при извержении Везувия 2000 лет назад, и энергия вулкана передалась мальчику. В 1880 году граф пожаловал в Россию с представлениями для знати. Умыкнув под предлогом опосредованного лечения батюшки прекрасную и юную Марью Ивановну Головину, граф начал влюблять в себя девицу, но безуспешно. В глухом, провинциальном поместье некий юноша, влюблённый в статую, воспользовался случайной встречей с Калиостро, чтобы оживить холодный мрамор, но потянуло его к живой и тёплой Маше. Фильм посвящён любви и изучению человеческой природы и снят в ироничной манере с импонирующим зрителю цинизмом. СССР, «Мосфильм», ТО «Экран», 1984 год, цв., 90 мин. Режиссёр-постановщик: Марк Захаров Автор сценария: Григорий Горин Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев Художник-постановщик: Виктор Юшин Композитор: Геннадий Гладков Текст песен: Юлий Ким В ролях: Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семён Фарада, Александра Захарова, Нодар Мгалоблишвили, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Николай Скоробогатов, Александра Харитонова Двадцать лет назад, нарушив традиции новогодних сказок, вышел на экраны телефильм «Формула любви». По сей день эта картина входит в десятку наиболее любимых фильмов россиян: песню «Уно, уно, уно, ун моменто» знают даже дети, рождённые после выхода «Формулы» на экран, цитаты из неё прочно вошли в речь. О том, как снимался фильм, вспоминают её создатели и актёры. Зеркальная комната, отрезанная голова и сломанная нога — «Формула любви» одна из особо любимых мною картин, — вспоминает Виктор Юшин, художник-постановщик. — Меня на эту работу пригласил мой товарищ, известный оператор Владимир Нахабцев, которого, к сожалению, уже нет на белом свете. Предложение было неожиданным, и я колебался, браться ли: картина была телевизионной, а денег на ТВ-проекты выделяли немного. В то же время сроки работы были сжаты до минимума, а и эпоха, и сама тема — XVIII век, трюки-фокусы — требовали тщательного, особого изучения материала. Придумывать постановку пришлось за две недели. Все экстрасенсорные и астральные идеи исходили от Захарова. Я отвечал за создание особой атмосферы, ритуальности. Начитался литературы о факирах и магах того времени, их изобретениях и сеансах. Все знания аккумулировались и приспосабливались к специфике кинематографических трюков. В картине использовались трюки самого Калиостро. Например, фокус с зеркальной комнатой. Я создал с помощью зеркал декорацию, в которой мы сняли сцену гадания, когда обворовывают всех гостей. Там же мы повторили трюк с головой Калиостро на блюде. Расшифровать этот фокус нам помог Шаг-Новожилов, известный постановщик трюков, который был у нас консультантом на площадке. Были на съёмках трюки и покруче. Наш Калиостро, Нодар Мгалоблишвили, сломал ногу. Через несколько дней после начала съёмок актёра отпустили на выходные. На площадку он вернулся в гипсе. Что нам было делать? Либо актёра менять, чего категорически не хотелось, ибо Нодар подходил нам идеально, либо искать фокус какой-то. Решили трюкачить. И все наши силы были брошены на то, чтобы зритель никогда не узнал, что у великого мага сломана нога. Ун моменто истины с Геннадием Гладковым А зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен — Этот хит всех времён и народов сочинялся на спор, — рассказывает Геннадий Гладков. — Марк Анатольевич сказал, что в итальянском стиле я песню никогда не напишу, а уж в неаполитанском — тем более. Я разозлился и говорю: «А ну включай магнитофон». И начал импровизировать на те итальянские слова, которые знал, — «уно», «моменто», «комплименто», «сантименто». Познания были обрывочны, слов хватило на припев. А на куплет потом добавила какая-то переводчица. Так и получилось — народная песня Г.И. Гладкова. С этой песней ещё один казус вышел. Так сложилось, что в тот день, когда надо было записывать песню, Фарада был... не в голосе. А фонограмма была нужна срочно. Тогда Захаров потребовал, чтобы я сам её и спел. И мы записались с Абдуловым. Я очень старался подражать Фараде. Но он всё равно обиделся: вышла пластинка, на которой написали, что поёт Гладков и таким образом «секрет» раскрылся. Теперь при помощи моей песни вешают лапшу: в рекламе используют... Ещё я принял участие в издавании таких странных звуков, как «чики-чаки-чики-чаки...» Кто ни пытался, не мог выговорить это. Я дышал один раз в минуту, чтобы успеть эти «чики-чаки» выговорить. Романс Федяшева и песню «Золото тяни» написал Юлий Ким. Но в титрах он не значится — в те времена была страшная цензура, Кима преследовали за его политические песни. И Юлий побоялся, что если напишем в титрах его фамилию, то заставят вообще вырезать. Поэтому он и выступил под псевдонимом Михайлов. Михайловым он остался и в изданных нотах. Вообще в этой картине мне досталось. Она весёлая, но я там работал как никогда. Даже снялся в роли слуги. История статуи Единственный подлинно итальянский экспонат в картине — статуя «русской» девушки, в которую до беспамятства влюблён главный герой. А появилась она в картине так. Сначала хотели заказать статую, стилизованную под XVIII век специально для фильма, какому-нибудь скульптору. Но ни средств, ни времени не хватало. Стали искать компромиссные решения. В конце концов художник картины Юшин нашёл «прекрасное созданье» в недрах «Мосфильма». Каким образом она туда попала и чьей руке принадлежит, выяснить не удалось ни тогда, ни сейчас. Доподлинно известно, что, во-первых, у статуи итальянские корни, а во-вторых, она чудовищно тяжёлая. Именно по причине большого веса творческая биография красавицы в нашем кино и не складывалась. Многие лета до и после «Формулы» она пылилась на складах, пока наконец не переехала в Музей «Мосфильма». Шесть грузчиков с трудом транспортировали её в музейную комнату, но сил поставить мраморное творение на постамент у них уже не было. Так и осталась нестареющая красавица без пьедестала. Впрочем, этот зал ещё не открыт для посетителей. И надежда вознестись повыше у образчика позднего итальянского ренессанса ещё есть. Калиостро в России «Сверкнул как яркая звезда на нашем тусклом небосклоне» — так расценили современники явление в Петербурге в 1779 году знаменитого графа Калиостро. Калиостро прибыл из Курляндии и планы строил грандиозные. Но подчинить своему влиянию Екатерину II не удалось. Она откровенно высказала, что его присутствие в России крайне нежелательно. Некоторые считают, что это вина Потёмкина, воспылавшего нежными чувствами к красавице Лоренце, жене графа. Она, кстати, рассказывала удивительные вещи о своём муже и уверяла, что ему на самом деле 4000 лет. Что и она сама тоже не так уж молода, а свою красоту сохранила благодаря супругу, который якобы изобрёл средство против старения. Потёмкин, который сначала относился к магическим способностям Калиостро довольно скептически, всё-таки принял участие в некоторых экспериментах. Так, например, Калиостро предложил князю увеличить втрое его состояние (в золотых монетах). И хотя Григорий Александрович был одним из самых богатых людей Европы, на опыт согласился. Во-первых, из любопытства, а во-вторых, из чувства симпатии к графине Калиостро. После манипуляций Калиостро золото взвесили и подвергли анализу. Как это ни удивительно, его и вправду стало в три раза больше. Калиостро за магические труды получил треть... Но, как бы то ни было, Калиостро пришлось покинуть Россию. А через некоторое время в России вышли одна за другой три комедии о великом маге: «Обманщик», «Обманутый» и «Сибирский шаман». Первая из них, а возможно и остальные, принадлежит перу самой императрицы. Высший свет над комедиями очень смеялся. Свою бурную, полную обмана и приключений жизнь великий маг граф Александр Калиостро окончил 26 августа 1795 года в крепости Сан-Лео в горах Тосканы. Этому предшествовал долгий судебный процесс. Графа судили одновременно и за магические упражнения, и за масонскую деятельность, и за мошенничество. Говорили также, что большую роль в обвинении сыграла Лоренца, которая давала показания против мужа. Калиостро был приговорён к публичному сожжению. Но в последний момент Папа Римский заменил смертную казнь пожизненным заключением. Существует легенда, что сразу после вынесения смертного приговора в Ватикан явился чужестранец, который потребовал личной аудиенции у папы, послав ему через кардинала-секретаря некое СЛОВО вместо имени. Аудиенция длилась всего несколько минут. Затем папа отдал распоряжение отменить казнь графа Калиостро. ...В мрачной камере Калиостро провёл четыре года. После того как он, по свидетельствам очевидцев, умудрился без каких-либо инструментов превратить ржавый гвоздь в прекрасный стальной стилет, испуганные стражи заковали его в цепи. Четыре года, проведённые в тесном сыром каменном мешке, сделали своё дело, и «бессмертный» граф скончался. Одни говорят — от пневмонии, другие утверждают — от яда, подсыпанного в его еду тюремщиками. И последняя загадка, которую загадал Калиостро: никто не знает, где он похоронен. До сих пор ходят упорные слухи, что граф жив и обитает сейчас где-то в Индии или на Тибете. В крепости Сан-Лео и в городке, лежащем у её подножия, Калиостро пользуется большой популярностью. Здесь есть небольшой музей, посвящённый графу, а в баре внизу продаётся «эликсир жизни» с портретом великого мага на этикетке. P.S. Все участники картины в один голос отрицают существование «формулы любви». Аргументы у каждого свои. Собственные формулы любви в качестве примера не приводят. Александр Абдулов порой, к радости прессы, появляется в обществе в сопровождении разных красавиц, но разговоры о личном пресекает. Александра Захарова говорит о том, что сцена не прощает измен. Леонид Броневой, Марк Захаров, Геннадий Гладков, напротив, исповедуют ценности долгой супружеской жизни. Александр Михайлов по рекомендации врачей оставил профессию и ушёл из РАМТа. Вместе с супругой, в прошлом также актрисой, посвятил себя православной вере, начал сочинять духовную музыку и ездить с концертами. Нодар Мгалоблишвили появляется в России редко, но метко. Побывал Бароном в одноимённом сериале да отказался от правительственной награды. Формул избегает, полагая, что «формула любви — сама любовь». Семён Фарада серьёзно болен (на следующий день после похорон Григория Горина у него произошёл обширный инсульт), и сейчас его супруга Марина Витальевна — его главная опора. Как когда-то заметил Семён Львович: «Встречи и свидания — это, конечно, романтика. А если хочешь жить вместе — уже труд». Его формула прошла проверку временем. -------------------------------------------------------------------------------- * — Хочешь большой, но чистой любви? — Да кто ж её не хочет? — Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал. * Любовь у них слово « амор » и глазами так «у-уууууу». * Фортуна переменчива. *И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли... * А зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен, что я, лошадь что ли? * А она не одна придёт, она с кузнецом придёт. * Сударь, вы биточку не так держите. Вперёд, локоточек в сторону, так легонечко. Эть! * Вчера попросил у ключницы 3 рубля, дала, мерзавка, и не спросила, когда отдам... * Сильный был мужчина, всю силу на стихи растратил. Корреспонденты «Версии» отыскали знаменитую статую из кинофильма. Сейчас она стоит в музее «Мосфильма» * Учиться всегда сгодится, трудиться должна девица, не плюй в колодец — пригодится, и как говорится. * Куда это он? —Куда-куда? В грядущее... Достанем из грядущего — не впервой. * — А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в Сибирь убирать снег... — Весь?.. — Да! * Видел я их Италию на карте — сапог сапогом... * Жуткий город — девок нет, в карты никто не играет. Вчера в трактире украл серебряную ложку — никто даже не заметил. * Коли доктор сыт, так и больному легче. * —Селянка, у тебя бабушка есть? — Нету... — Сиротка, значит... * Теряю былую лёгкость... * Не пущу!!! Фортуна переменчива -------------------------------------------------------------------------------- Народная итальянская песня Mare bella donna, Che un bel canzone, Sai, che ti amo, sempre amo. Donna bella mare, Credere, cantare, Dammi il momento, Che mi piace piu’ ! Uno, uno, uno, un momento, Uno, uno, uno sentimento, Uno, uno, uno complimento Sacramento, sacramento, sacramento... Море, прекрасная женщина, Есть прекрасная песня, Знай, я тебя всегда люблю. Девушка красивая, море, Верить, петь. Дай мне мгновение, То, что мне нравится! Одно мгновение, Одно чувство, Один комплимент. Непереводимая игра слов, созвучно с названием итальянского городка. Удивительно, но до сих пор от участников фильма мы продолжаем узнавать подробности работы над «Формулой любви». И двадцать лет спустя они по-прежнему интересны. Елена ВАЛЮШКИНА, заслуженная артистка РФ (Машенька): — В этот фильм я попала тривиально. Мы заканчивали театральное училище и курсом показывались по всем театрам. Смотрели нас и в «Ленкоме». И буквально через несколько дней после просмотра мне позвонили и сказали: «Лена, Марк Анатольевич просит вас сняться в фильме. В главной роли». Я наивно сказала: «Как? У меня же отпуск...» И отпуском пришлось пожертвовать. И вместо моря поехать в Подмосковье. — Вы были похожи на вашу героиню? — Я была молодая, симпатичненькая и здоровенькая. Но это был совсем не мой характер. В театре я играла и характерные роли, и драматические, а в кино использовали мою внешность. В том возрасте на 90% главное — внешность. — Любовь вырастает из неприязни на 15-й день. Так в фильме вас убеждал Калиостро. Вы с этим согласны? — Любовь может появиться на какой угодно день. У меня однажды любовь возникла на третий день после неприязни. И были романтические отношения, а потом они закончились. Сейчас другая история. Мы с Александром Ицко не замечали друг друга три года. Ходили мимо. Потом вдруг случайно сошлись в одной работе. Был такой спектакль — «Внезапно, прошлым летом» Теннесси Уильямса. У нас открылись глаза, и сейчас живём счастливо десять лет, двоих детей воспитываем. — Значит, правду говорят, что на съёмочной площадке и театральной сцене начинаются романы. — Конечно. — В «Формуле любви» вашего расположения добивались двое. По сюжету. А что было вне съёмочной площадки? — В тот момент у меня в жизни был очень серьёзный роман, поэтому я не отвлекалась. А вообще у нас были очень хорошие и трогательные отношения во время съёмок. Была безумно талантливая команда: начиная с режиссуры и заканчивая реквизитом. Всё было легко, весело, изящно, искромётно. — С Марком Анатольевичем как работалось? Он строгий режиссёр? — Так как я работала у него только на одном фильме, я не знаю, как, может, какие-то другие черты его характера где-то проявлялись. Но меня он очень любил, мы находили общий язык и понимали друг друга практически с полуслова. — А звание когда получили? — Это произошло давно. Десять лет назад. Я много работала в театре. У меня около тридцати главных ролей. Сыграла весь мировой репертуар. У меня были «Братья Карамазовы» — Грушенька, Фрекен Жюли Стриндберга, Островский — «На бойком месте», современные пьесы, и Уильямс, и Пристли... кого только не было. Десять лет я по две премьеры в год выпускала, и ещё какой-то ввод у меня был обязательно. Видимо, за это и дали. Звание мне дали как раз после «Внезапно прошлым летом». Это было последней каплей. Александр АБДУЛОВ народный артист России (слуга Калиостро): — Ваш герой намеревался стать принцем Уэльским через два века. А вы сами в реинкарнации верите? — Я в это очень верю. Не знаю, кем я стану в следующей жизни, но то, что это произойдёт, я знаю. — А в спиритических сеансах участие принимали? — Конечно. Но об этом не рассказывают. Это было общение с космосом. — Какую роль этот фильм сыграл в вашей жизни? — Каждая картина — фрагмент мозаики. Из моих фильмов, спектаклей складываюсь я. Этот фильм — кусочек стекла или бриллиант (я не знаю, что это) в моей мозаике. — Вы там — русский итальянец. — Ну и что. Шварценеггер приезжал в Россию несколько раз. И что? Он всё равно играет советского милиционера, который греет коньяк. Где вы таких видели? Мы же играем сказку, своё представление о них. — Играете и поёте. — Я тут чуть с ума не сошёл, когда ко мне подошёл товарищ, он живёт в Италии. Он в Италии купил диск «Лучшие итальянские мелодии». Говорит: «Поют Тоту Кутуньо, Челентано, и вдруг слышу и не верю себе, не понимаю, почему ты диким голосом поёшь на этом итальянском диске?!» — Вот неслучайно говорят, что ваш образ вы с известного певца лепили. — Образ? А что в нём особенного? Нормальная работа гримёра с актёром. При чём тут парик? А какой певец? Леонтьев? Да что вы?!! — Ваш герой, покладистый парень, миролюбиво выясняя отношения с Калиостро, говорит: «Если в палате лордов мне зададут вопрос: «Зачем, принц, вы так долго торчали в Саратовской губернии?» — я не найду, что им ответить». Часто не находите ответа в жизни? — Ну конечно. Иногда делаешь такие поступки, что потом думаешь: «Ну для чего тебе это было нужно!». Но это — жизнь, она толкает, она разная. Этим-то и прекрасна. — На какой день появляется любовь? — Во-первых, это очень индивидуально. Никто этого не знает. И формулу любви никто не знает. Тот человек, который бы её вывел, стал бы самым богатым человеком в мире. Он бы миром правил давно. Леонид БРОНЕВОЙ, народный артист СССР (доктор): — «Голова — предмет тёмный, исследованию не подлежит», — говорит ваш герой. А вы что думаете по этому поводу? — Правильно всё сказано. — И мысль материальна? «Слово лечит, разговор мысли отгоняет...» — Но даже слово материализуется, и мысль. Поэтому нужно очень аккуратно думать и аккуратно говорить. Врач, например, может быть любой квалификации. Но если он холодноват, безразличен, он никого не вылечит. А другой может непонятно что прописать, но просто поговорит — и человеку становится легче. — Вы неоднократно играли врачей. — Ну, был у меня доктор в «Печорине», потом во «Врача вызывали?»... Этот доктор... хорошо его Горин написал. — А как врач и как актёр что думаете по поводу «формулы любви»? — Формулы любви не существует. Это всё калиостровские фантазии, благодаря которым он обманывал людей и зарабатывал огромные деньги. Не может быть одной формулы на всех. Как и формулы счастья. Общим для всех может быть то, что все люди рождаются и умирают. А всё остальное индивидуально vBulletin v3.6.2, Copyright ©2000-2007, Jelsoft Enterprises Ltd. Русский перевод: zCarot, Vovan & Co С всемилостивейшего соизволения Яндекса из его аналов (архивов тобишь) Раньше в годе 2004 было здесь (теперь там нет ничего, одна светлая память (ERROR и так далее по матушке), а я люблю этот фильм ОЧЕНЬ !!! пусть здесь лежит) ------------wFirkXq6ptR22XgjHhgwkW Content-Disposition: form-data; name="format" 1
Источник: http://www.renome-i.net/archive/index.php/t-14611.html |